МБОУ "СШ № 20"

Версия для слабовидящих
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа № 20"

Разделы сайта

Главная
Новости
Сведения об образовательной организации
Портфолио школы
Документы
Кабинет здоровья
Быть здоровым - здорово!
Учебный процесс
Родителям
Учащимся
Общественная приемная
Итоговая аттестация
Школьная жизнь
Ссылки
Модернизация системы общего образования
"Я знаю, что такое выборы"
Управляющий совет
Профсоюз
Контакты
Моя Россия – моя малая родина
Безопасность учреждения
Дорожная безопасность
Информационная безопасность
Главная arrow Кабинет здоровья arrow Быть здоровым - здорово! arrow Питание и режим дня в жизни подростка
news flash
 

Питание и режим дня в жизни подростка

Питание играет важную роль в правильном течении физиологических процессов организма подростков. От правильного питания зависит нормальное функционирование органов и систем организма, сопротивляемость его различным болезнетворным факторам.

С пищей подросток должен получать все те вещества, которые входят в состав его органов и тканей. Это белки, жиры, углеводы, минерал, соли, витамины, вода.
Белок — основной «строительный материал», входящий в состав каждой живой клетки. При недостатке белка в питании у подростков отмечается слабость, вялость, падает вес, отстает рост, снижается сопротивляемость различным заболеваниям. Это отражается на его успеваемости и трудоспособности.
Наиболее полезен белок молока и молочных продуктов, мяса, рыбы и яиц. Лучшей усвояемости белков способствуют овощи, поэтому мясные и рыбные блюда рекомендуется давать с овощными гарнирами.
Жиры и углеводы — источник энергии, наше «топливо». Жиры улучшают вкус пищи и дают длительное насыщение. Однако избыток жира ведет к нарушению обмена и ожирению. Хорошо усваиваются сливочное масло, жир молока, яиц, сливок, в котором содержится витамин А и D. Свиное сало, говяжий и особенно бараний жиры плохо усваиваются и содержат очень мало витаминов. В пищу школьников ежедневно необходимо вводить 10—15 г растительного масла (подсолнечное, оливковое, кукурузное).
Для организма подростков необходимы минеральные вещества. При недостатке их могут возникнуть различные заболевания. Так, напр., при недостатке в пище солей йода нарушается функция щитовидной железы. Витамины участвуют во всех обменных процессах, происходящих в организме, повышают выносливость и устойчивость организма к различным заболеваниям. При недостатке их школьник делается раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, аппетит, замедляется рост.
Очень важно, чтобы дети в П. в. получали разнообразную пищу. Принимать пищу школьники должны 4 раза в день, примерно через 4-часовые промежутки.
Молоко и молочные продукты особенно полезны для подростков, т. к. они содержат полноценный белок, жир, кальций и витамины. Ежедневно подросток должен выпивать не менее 400— 500 мл  молока.
Невозможно дать схему распорядка дня, приемлемого для каждого. Это зависит от многих причин: от условий в школе и дома, от возможности родителей, занятых на работе. Но используя общие рекомендации, вы сможете сами составить режим дня ребенка, взяв за внимание ваши и ребенка возможности.
В основе правильно организованного режима дня подростка лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных видов занятий. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются определенные "привычки", которые облегчают переход от одного вида деятельности к другому. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня. Этому основному положению должны быть подчинены все элементы режима.
При составлении режима дня для ребенка необходимо учесть следующие нюансы:
1. Обязательное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий, с обязательными 10-15 минутными перерывами на отдых.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
С утра обязательно надо уделить 10-15 минут зарядке. Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года — при открытом окне или на свежем воздухе. Заниматься, по возможности лучше в трусиках и тапочках, чтобы организм одновременно получал воздушную ванну. Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, благотворно действуют на нервную систему. После гимнастики проводятся водные и гигиенические процедуры в виде обтираний или обливаний. Следовательно, утренний туалет, кроме гигиенического значения, имеет и закаливающее действие, укрепляет здоровье, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям. Весь утренний туалет должен занимать не более 30 минут. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготовляет организм школьника к трудовому дню.
После занятий в школе не обязательно сразу приступать к выполнению домашнего задания - пусть "голова отдохнет" от усваивания информации. И вообще, надо постараться, чтобы ребенок в течение дня имел 1 - 2 часа свободного времени для прогулок, игр и пребывания на свежем воздухе.
На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1 1/2—2 часа, средних классов — 2—3 часа, старших классов 3—4 часа. Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается, детям приходится многократно перечитывать одно и то же, чтобы понять смысл, в письменных работах они делают много ошибок.
Свободное время должно быть и перед сном. Не рекомендуется выполнять домашние занятия допоздна и сразу же ложиться спать, т.к. сон ребенка может быть неглубоким, прерывистым, не восстанавливающим силы.
Вот примерный режим дня подростка:


Чем заняться

Время дня

12-13 лет

14-17 лет

Подъем

7.00

7.00

Утренняя зарядка, гигиенические процедуры, уборка постели, туалет

7.00 - 7.30

7.00 - 7.30

Завтрак

7.30 - 7.50

7.30 - 7.50

Дорога в школу, утренняя прогулка до начала занятий

7.50 - 8.20

7.50 - 8.20

Занятия в школе

8.30 - 14.00

8.30 - 14.30

Горячий завтрак в школе или прогулка после занятий в школе

14.00 - 14.30

14.30 - 15.00

Обед

14.30 - 15.00

15.00 - 15.30

Прогулка, игры или спорт на воздухе (лыжи, коньки, футбол и т.д.)

15.00 - 17.00

15.30 - 17.00

Полдник

17.00

17.00

Приготовление домашних заданий

17.00 - 19.30

17.00 - 20.00

Ужин и свободные занятия

19.30 - 21.00

20.00 - 21.30

Подготовка ко сну (умывание, чистка одежды, обуви)

21.00 - 21.30

21.30 - 22.00

Сон

21.30 - 7.00

22.30 - 7.00

Многие родители перегружают школьниц занятиями по музыке или изучением иностранных языков. Безусловно, это необходимо для расширения кругозора, развития интеллекта, однако это можно делать при наличии свободного времени, а не за счет отдыха, игр и прогулок. Для гармоничного развития подростка и укрепления его организма целесообразно заниматься гимнастикой. Полезны также танцы, игры, экскурсии, все виды летнего и зимнего спорта. Интересны также прогнозы на спорт, очень увлекательно, когда прогнозируешь с родителями.
Одним из видов домашней «физкультуры» является выполнение обязанностей по дому. С возрастом круг обязанностей девочки увеличивается, однако нельзя заставлять ее выполнять физическую работу, связанную с поднятием тяжестей. Также вредным бывает длительное нахождение девочки в непроветренной душной комнате.
И ещё дам Вам неформальный совет: попробуйте составить режим дня ребенка с его активным участием. Потом увидите, с каким энтузиазмом он его будет выполнять, ведь эти правила написаны им самим. А если "Режим дня" к тому же будет красиво оформлен, то это будет не только интересное занятие, но и приятное развлечение.

 
top

CMS Joomla